Интервью с победителями и призерами ВсОШ по химии — 2021
Мы поговорили с победителями и призерами всеросса по химии. Узнали об их методах подготовки, ощущениях после закла и дальнейших планах на жизнь.
Автор: Лика Родина
Андрей Тырин, победитель, 11 класс
О подготовке: К 11 классу осталось достаточно мало теории, которую я еще не изучил, поэтому подготовка в основном заключалась в прорешивании задач прошлых лет, задач с Менделеевской и международной олимпиад.
О химии: Химия у меня началась в 7 классе, и сначала я ее не любил. Но для того, чтобы перевестись в 8 класс, мне нужно было сдать зачет, и в процессе подготовки к нему я заинтересовался этой наукой.
О всероссе: По сравнению со всероссом в 2019 году, этот был гораздо более нервный, но при этом гораздо более радостный. Было очень здорово увидеть старых знакомых и познакомиться с другими ребятами.
Об успехе: Мне кажется, очень важным фактором является внимательное и тщательное прочтение заданий, которое позволяет увидеть все требования к той или иной задаче. На всероссе также нужно выбрать правильную стратегию решения задач. Например, во втором туре всего пять часов, а задач очень много, поэтому важно грамотно распределить время.
Об эмоциях: Если честно, то я очень рад, но сильно устал за этот всеросс.
О дальнейших планах: Хочется отдохнуть пару дней, полежать на диване, погулять, а потом начать подготовку к Менделеевской олимпиаде.
Владислав Винокуров, победитель, 9 класс
О подготовке: Когда готовился, читал книжки утром, а потом решал днём, ну и ещё чуть-чуть читал вечером. Ходил на занятия у себя в регионе (привет Ласкателеву Евгению Валерьевичу) — и на теорию, и на практику. Иногда ходил в институт, там практика была сложнее.
О химии: Заниматься химией я начал в 8 классе, но особых планов не строил. У нас в школе есть очень сильная учительница, которая, зная о моих способностях в физике и математике, подтолкнула меня к более глубокому изучению химии. Так и пошло.
О всероссе: Самое запоминающееся на всероссе — это постоянное чувство какого-то волнения. Кто лучше всех с ним справляется, тот и пишет хорошо. Девятиклассников сильно потрепали оба тура, а практика добила, хотя после региона ожидать можно было чего угодно.
Об успехе: Выиграть помогла, наверное, уверенность в себе, чувство, что я должен выиграть и просто никак иначе, хотя постоянно приходилось себя в этом убеждать. И, конечно, подготовка! Без этого никуда.
Об эмоциях: Эмоции смешанные, потому что это само по себе очень круто: получить БВИ в 9 классе, но следом возникает вопрос: что вообще дальше делать? Здесь этом пока конкретики нет.
О дальнейших планах: В следующем году буду прикладывать все усилия, чтобы попасть на межнар, возможно, попробую начать исследовательскую. А пока просто планирую отдыхать.
Ярослав Тимофеев, победитель, 11 класс
О подготовке: Я готовился, как и все: решал задачи всероссов и межнаров прошлых лет, читал литературу. Среди книжек могу выделить Гринвуда по неорганике, Дильмана Смита по органической химии. Базу по физхимии я получил благодаря книжке В. В. Еремена «Теоретическая и математическая химия. Его учебник для студентов тоже очень полезный, но он скорее для ребят, которые хотят в будущем заниматься физхимией». Есть потрясающая розовенькая книжка по кинетике «Практическая химическая кинетика». К биохимии, сказать честно, я не был готов на должном уровне. Я прочел всего несколько глав Кольмана и прорешал все задачи раздела «Химия и жизнь» за последние несколько лет.
О химии: Я встал на путь истинный где-то во второй половине девятого класса, до этого я занимался математикой и даже становился призером на региональных этапах. В девятом классе я прошел на региональный этап по химии и написал его весьма неплохо, но недостаточно хорошо, чтобы пройти на всеросс, не хватило совсем немного. Моя первая неудача сильно меня раззадорила, я понимал, что так это оставлять нельзя, и отправился на смену в «Сириус», дабы подтянуть свою теоретическую базу. Там я познакомился с интересными людьми, вела занятия неподражаемая Диляра Раисовна. Со своим первым сириусовским преподавателем я общаюсь до сих пор.
В десятом классе я поступил в 131-й физико-математический лицей. Там я начал ходить на кружок к Булату Камилевичу Курамшину. Первое время было нелегко, на его кружке приходилось решать невероятно сложные на тот момент задачи, со временем я привык, начал уделять самоподготовке куда больше времени, чем раньше. В 10 классе мне удалось пройти на всеросс, но его отменили по понятным причинам. Я не забросил химию в 11 классе, уделял подготовке намного больше времени и старался глубже изучать материал.
О всероссе: Поскольку это был мой первый всеросс, мне не с чем его сравнить. Прошел он довольно быстро, я даже не заметил, как пролетели эти 6 дней. На первом туре, прочитав задания, я понял, что вряд ли стану призером, настолько меня напугала задача про торий, но все обошлось. После тура я пообщался с приятелями и понял, что слил первый тур не только я. Второй тур был чуть приятнее, однако без гробов не обошлось, неорганика опять была тяжелой. Самый волнительный момент был перед практическим туром, так как практика всегда была для участников своего рода русской рулеткой (только с пятью патронами), но, на удивление, третий тур был довольно простым.
Об успехе: Я смог победить благодаря совокупности факторов. Во-первых, подготовка, бесконечное количество часов, проведенных за решением задач и заучиванием материала. Во-вторых, поддержка преподавателей, родителей и друзей, я за это им очень благодарен. Возможно, они верили в меня даже больше, чем я сам. В-третьих, это, конечно же, хорошая музыка, она сопровождала меня в поездке, настраивала меня перед турами.
Об эмоциях: Эмоции, честно сказать, смешанные. Я, безусловно, рад тому, что стал победителем, но потерянный год и потерянный всеросс уже не вернуть, а так хотелось съездить еще разок на заключительный этап.
О дальнейших планах: Я планирую поступить на химический факультет МГУ и связать свою жизнь с органической химией — это один из моих самых любимых разделов.
Кирилл Старотиторов, призер, 9 класс
О подготовке: С 8-го класса я хожу в Химический центр. А перед всероссом у нас устроили сборы, на них мы решали задачи прошлых годов всеросса и прошлых годов межнара. Правда, сборы длились всего 2 недели, но это помогло настроиться перед олимпиадой и вспомнить, как решать задачи.
О химии: Химией я решил заниматься абсолютно спонтанно: увидев в детстве несколько выпусков «Галилео», я решил, что попробую изучать эту науку глубже.
О всероссе: Олимпиада была хорошо организована, даже имея некоторые ограничения, связанные с ковидом. Аудитории были удобными, как и лаборатории. Здесь я встретился со своими друзьями, с которыми познакомился на смене в «Сириусе».
Об успехе: Результаты этого всеросса для меня показывают уровень моей подготовки: я смог получить получить диплом призера, что не может не радовать (моя подготовка не прошла бездарно), но все же хотелось бы в следующем году победить в олимпиаде, поэтому в этом году надо еще усерднее готовиться.
Я считаю, что взять диплом призера мне помогли поддержка родственников и хорошая подготовка (как обучение в Химцентре, так и самообразование).
Об эмоциях: Я считаю, что «призер всеросса» звучит гордо, поэтому я, безусловно, рад этому событию. Это дает дополнительную мотивацию для подготовки.
О дальнейших планах: В дальнейшем я не собираюсь бросать химию и хочу постараться взять диплом победителя на всероссе.
Артем Устюжанинов, победитель, 10 класс
О подготовке: Интенсивно заниматься я начал в начале 10 класса. Тогда я записался в Химический центр лицея 239. Работа предстояла очень большая, так как органическую химию я не знал совсем, не говоря о том, что неорганическую и физическую химию я знал весьма неидеально, однако цель была одна — диплом на заключительном этапе. Химию учил постоянно: на занятиях в Химцентре 3 раза в неделю, почти все свое свободное время, на переменах между уроками в школе, сидя в транспорте, иногда даже идя по улице. В Химцентре у нас было 3 занятия в неделю: органическая химия, которую ведёт Миссюль Борис Викторович, решение олимпиадных задач, которую ведёт Никифорова Кристина Вадимовна, и практическое занятие в лаборатории, которую ведёт Хлебникова Лариса Александровна.
Помимо этого, я проходил недельный курс по химии от Ассоциации победителей олимпиад. На мой взгляд, занятия оказались полезными, так как большой упор делался на решение олимпиадных задач. При самоподготовке использовал учебные материалы на сайте химфака МГУ, учебник по неорганической химии Ю. Д. Третьякова. За несколько дней я прочитал школьный учебник по органической химии, чтобы понимать, что происходит на занятиях в Химцентре.
После этого я читал учебник Несмеяновых «Начала органической химии», О. А. Реутова «Органическая химия». Сильно помог мне в подготовке учебник О. Г. Сальникова «Органическая химия для олимпиадников», думаю, что благодаря ему я на высокий балл решил задачи по органике на региональном этапе и на первом туре заключительного этапа. Однако материал изложен очень сжато, поэтому также надо читать другие учебники, что важно при подготовке к задачам по органике 2 тура заключительного этапа. Перед каждым этапом олимпиады я самостоятельно прорешивал архивы заданий этого этапа. Также весьма важную роль в моей подготовке сыграло участие в других олимпиадах по химии: олимпиаде «Ломоносов, Санкт-Петербургской олимпиаде по химии. Благодаря этому опыту я меньше волновался на заключительном этапе, было легче собраться с мыслями и сконцентрироваться на выполнении заданий.
О химии: Интерес к химии у меня появился на первом уроке химии в 8 классе. Мой школьный учитель, Ковалева Галина Викторовна, очень интересно рассказала об этой науке. Также она активно призывала нас к участию в различных олимпиадах и посоветовала записаться на занятия в Химический центр 239 лицея, который заточен на подготовку к олимпиадам. Однако в 8 и 9 классах я большую часть времени тратил на подготовку к олимпиадам по географии и геологии, в 8 классе взял диплом призера на Всероссийской олимпиаде по географии. Химия у меня была скорее второстепенным интересом. Однако, несмотря на это, я весьма успешно выступил на региональном этапе олимпиады в 9 классе, мне немного не хватало для прохода на заключительный этап. Тогда я решил, что со следующего учебного года основной упор в подготовке я сделаю на химию, потому что если, даже немного готовясь, я могу показывать хорошие результаты, то после глубокой и интенсивной подготовки результат будет еще более высоким.
О всероссе: Если говорить о заключительном этапе олимпиады, то мне второй теоретический тур показался сложнее первого. Это связано с тем, что на первом туре у участника нет возможности выбирать задания, поэтому если не получается решить задачу с первого раза, то приходится над ней думать более долго и упорно, в итоге решение всё равно находится. На втором туре у 10 класса есть широкий выбор заданий, поэтому хочется выбрать задачи попроще для себя. Однако после беглого ознакомления с задачами оказывается, что они все сложные, из-за чего на выбор заданий тратится много времени, которое могло уйти на их решение. Тогда я для себя решил выбрать те задачи, по которым я могу написать хотя бы что-нибудь. Ответив на первые вопросы задачи и более подробно прочитав условие, я понимал, как дальше решать задачу, и она переставала казаться мне «нерешаемой». Практический тур олимпиады состоял из 2-х частей: теоретической и собственно экспериментальной. Задания этого тура не показались мне слишком сложными, и на их решение было отведено предостаточно времени, поэтому я решал их медленно и очень внимательно, чтобы нигде не ошибиться.
Об успехе: Победить в олимпиаде мне помогли в первую очередь долгие и интенсивные занятия химией и решение олимпиадных заданий. Также мне помог опыт участия в других олимпиадах и правильный настрой. Я однозначно понимал, что со своим опытом и знаниями я смогу взять диплом на олимпиаде, для этого нужно успокоиться и сконцентрироваться на решении задач, ответить на максимальное количество вопросов, перенести на бланк ответов даже те решения, которые не доведены до конца, и не оставлять умные мысли на черновике.
Об эмоциях: Мой результат на всероссийской олимпиаде, безусловно, вызывает у меня огромную радость, в первую очередь из-за того, что вся проделанная мною работа оказалась ненапрасной и результат превзошел все ожидания. Это вселяет в меня большое желание идти вперед, работать дальше и расти над собой, потому что я однозначно понимаю, что мой труд принесет плоды. С другой стороны, я испытываю досаду из-за того, что не ответил на те вопросы олимпиады, на которые у меня хватало знаний ответить. Для меня эти места играют роль определенных маркеров, показывающих, каких навыков мне еще не хватает и над чем мне предстоит работать.
О дальнейших планах: Из ближайших планов у меня участие в учебно-тренировочных сборах кандидатов в команду России на Международной химической олимпиаде. На данный момент я для себя решил, что в будущем я буду заниматься научной деятельностью в области химии, однако какой конкретно химии, пока не знаю. Я считаю, что об этом уже имеет смысл думать во время обучения в университете.