Об олимпиадах и театрах: интервью с членом жюри ВсОШ по экономике Дмитрием Покровским
Всероссийская олимпиада школьников по экономике закончилась, пора отправляться в театр! Мы поговорили с Дмитрием Покровским, который является не только членом жюри всеросса и преподавателем ВШЭ в Санкт-Петербурге, но и ценителем театрального искусства. О том, почему олимпиада по экономике должна быть не просто битвой за чемпионство и какие спектакли точно стоит посмотреть в театрах Петербурга и Москвы, читайте в нашем интервью.
Автор: Анастасия Соловьева
Вы уже несколько лет являетесь членом жюри Всероссийской олимпиады школьников по экономике. Чем вас привлекает эта деятельность?
На ВсОШ по экономике приезжают очень талантливые дети. Интересно наблюдать, как школьники мыслят, ищут нестандартные пути решения задач. Каждый раз при проверке работ идут дискуссии не о том, правильным ли является решение, а о том, смогло ли жюри понять, что именно участник хотел сказать. И школьники, и руководители, и жюри – это уникальные люди, у которых богатый внутренний мир, и с ними интересно взаимодействовать.
Что является самым сложным в работе члена жюри?
Правильно оценить работу и понять, как же думал человек, который решал экономическую задачу. Другой аспект – это недостаток времени. Участвует более 350 школьников, и проверять работы надо быстро, чтобы участники успели ознакомиться с результатами перед показом работ. Обычное дело, когда члены жюри засиживаются до трех часов ночи, проверяя работы.
Какие советы вы могли бы дать олимпиадникам?
Современная экономическая наука требует математического аппарата, поэтому в олимпиаде принимает участие много школьников с математическим складом ума. Важно помнить, что внимание уделяется не просто формальному математическому решению задачи, но прежде всего, ее экономическому содержанию. Когда ребята учитывают это, решение зачастую оказывается короче и элегантнее. Все члены жюри и составители олимпиады очень радуются, когда видят действительно экономический способ мышления.
Хочется, чтобы отношение к Всероссийской олимпиаде было не как к битве за чемпионство, за шанс поступить без экзаменов в лучшие вузы страны, а как к возможности увидеть, как в задачах отражается реальная экономика. Олимпиада – это способ познать мир через экономические задачки.
Известно, что вы большой любитель театрального искусства. Какому жанру отдаете предпочтение?
Я разделяю театр не по жанрам. Я предпочитаю хорошие спектакли плохим, а то, к какому жанру они относятся, не суть важно. Я люблю документальный театр, социальный театр, сайт-специфик. Недавно открыл для себя физичекий театр, инклюзивный театр, новую оперу. В современном театре существует много интересных направлений.
Какие театры, по вашему мнению, являются лучшими в Санкт-Петербурге?
В современном театре очень многое зависит от режиссера. Из всемирно известных режиссеров – Дмитрий Крымов, Юрий Бутусов, Константин Богомолов, Андрей Могучий, Андрей Жолдак, Лев Додин, Сергей Женовач. Среди режиссеров Санкт-Петербурга мне нравятся Евгения Сафонова, Яна Тумина, Лена Павлова, Николай Рощин, Роман Каганович, Семен Серзин, Илья Мощицкий, Борис Павлович, Дмитрий Крестьянкин, Петр Шерешевский. Чем больше у театра свободы, тем интереснее и современнее спектакль. В Санкт-Петербурге я часто хожу в маленькие негосударственные театры, например, в Такой театр, Невидимый театр, Плохой театр, театр Поколений, театр Цехъ, театр Малыщицкого, Karlsson Haus, Приют комедианта. В государственные театры, такие как Большой и Малый драматические театры, Большой театр кукол, театр им. Ленсовета, Театр юного зрителя, заглядываю на отдельные спектакли.
Как насчет театров Москвы, есть ли у вас предпочтения в этом городе?
В московских театрах я ориентируюсь хуже, но там из любимых негосударственных – Театр.doc и Мастерская Брусникина. Из государственных театров предпочитаю Центр имени Вс.Мейерхольда, Электротеатр Станиславский, Студию театрального искусства, Гоголь-центр, Мастерскую Петра Фоменко, театр «Около дома Станиславского».
В пандемию коронавируса многие театры перешли в онлайн. Запомнились ли вам какие-либо проекты?
Коронавирус заставил театры искать новые форматы. Было представлено огромное количество качественных онлайн-продуктов. Целый фестиваль современного театрального искусства «Точка доступа» прошел этим летом полностью в онлайн формате. Например, спектакли для одного зрителя: «Алло» Бориса Павловича – разговор по телефону зрителя с актером; спектакль-перфоманс Элины Куликовой «Все письма – это письма о любви», в котором зритель на протяжении двух недель переписывался с перформером; спектакль-тренинг «I don’t want to see this», где зрителям предлагалось побыть модераторами контента Facebook. Есть спектакли в Minecraft, например, «Вишневый сад» в Большом драматическом театре или «Урожай» по пьесе Павла Пряжко в театре «Практика».
Может ли просмотр спектаклей с экрана сравниться с присутствием непосредственно в зале?
Если спектакль просто транслируется из зрительного зала, то такой формат сильно проигрывает. Это может быть связано с качеством записи, отсутствием возможности сменить точку обзора, да и энергетика актерской игры передается слабо. Современный театр, который я люблю, не ориентируется на помещения с колоннами и бархатным занавесом. Для него есть множество разных площадок: завод, улица, ваша квартира или онлайн-пространство.