С закла на скамью преподавателей: Семён Шмаков о своём олимпиадном пути

С чего начинается олимпиадный путь преподавателя АПО? В чём преимущества и недостатки не большой разницы в возрасте с учениками? В чём плюсы преподавания? Своей историей с нами поделился победитель всеросса 2022 года по биологии Семён Шмаков.

Олимпиадный путь

Я участвовал во Всероссийской олимпиаде школьников по биологии и химии по два раза. Изначально я занимался физикой и даже успел съездить в Сириус на физическую смену. Биология и химия меня тоже интересовали, но я участвовал только в перечневых олимпиадах. Меня привлекало огромное количество взаимосвязей и областей в каждом из этих предметов, а также то, как биология с химией активно используются в других науках. В девятом классе я в первый раз пошел на региональные этапы по химии и биологии. Наверное, на самом реге я окончательно понял, что эти два предмета нравятся мне больше, чем физика, и стал ими плотно заниматься. В итоге получилось неплохо: у меня два диплома призёра по химии, а также диплом призёра за десятый класс и победителя за одиннадцатый по биологии. Диплом победителя стал подтверждением того, что я работал не зря, и большой наградой, которая дала возможность отбираться в национальную сборную по биологии.

Подготовка

В биологии множество разделов и каждый не похож на другой. Мне нужно было ботать и любимые разделы, которые учились просто и в удовольствие, но при этом также посидеть и поготовиться над теми разделами, которые я не очень люблю. Не могу сказать, что это было рутиной, биология никогда не бывает скучной, просто это было чуть сложнее эмоционально.

Если считать, что олимпиада — главная цель, и что при подготовке к ней нельзя допускать ошибок, то очень просто выгореть. Если же понимать, что олимпиада — это классный способ проверить знания, узнать что-то новое и не бояться делать ошибки, то готовиться становится намного проще в моральном плане. Всегда нужно давать себе небольшие перерывы, например, раз в неделю, посмотреть сериал, погулять по городу, поделать что-то, вообще не связанное с олимпиадами. Но, по моему мнению, не стоит делать больших перерывов. Олимпиады высокого уровня похожи на спорт тем, что очень просто потерять форму, если ничего не делать в течение долгого времени.

Преподавание

После каждой олимпиады нам рассылали опросник, где был вопрос о том, хотим ли мы во время обучения в вузе участвовать в олимпиадой жизни школьников (проводить, сочинять олимпиады или преподавать). Наверное, первые мысли о преподавании появились после прохождения первого опросника. Для меня преподавание — интересный способ получше уложить материал в своей голове, узнать что-то новое. Так что почему бы и нет? После всеросса меня пригласили в качестве куратора на курс по биохимии и генной инженерии в Ассоциацию победителей олимпиад, с этого все и началось.

Ученики

Мне нравится преподавать и рассказывать ребятам что-то новое. Ученики, в свою очередь, добросовестно выполняют задания и стараются. Я не могу выбрать, что для меня интереснее, готовиться к олимпиаде или готовить к ней других ребят. Когда ты готовишься сам, у тебя уже есть проверенные способы запоминания и фишки. А когда преподаешь, нужно уметь всем доходчиво объяснить материал, это совсем другая подготовка к занятию для меня как преподавателя.

Я не согласен с тем, что школьникам проще учиться, когда у них с преподавателями не большая разница в возрасте. Все зависит от того, как преподаватель и школьники взаимодействуют. У меня были учителя намного старше меня, с которыми было очень легко учиться. Хотя логично, что с молодым преподавателем порой контакт выстроить легче. Но из-за этого могут возникать трудности. Например, мне бывает тяжело преподавать одиннадцатому классу, потому что семинар превращается в посиделки. Но когда человеку интересно, он не особо стремится нарушать дисциплину. Поэтому я всегда стараюсь максимально заинтересовать ребят, которым преподаю.