«Заключительный этап показал мне, что я развиваюсь»: обществоведы об анализе текста и устном туре

Как подготовиться к устнику по обществознанию? Как грамотно написать анализ текста? Участники закла рассказали нам, что требовалось выполнить на втором и третьем — заключительном — турах олимпиады.

Мария Кулькова, 9 класс, Киришская средняя общеобразовательная школа №8, Кириши, Ленинградская область

В целом, впечатления достаточно приятные. Я думала, что будет тяжелее из-за нервов и переживаний. Когда тренировалась, не получалось рассказать весь материал с точки зрения чистоты изложения информации. Несмотря на то что тема для меня достаточно специфическая, ведь я больше сильна в других областях обществознания, думаю, что практически всё удалось. Немного замялась, но всё равно довольна своим выступлением. Я поняла, как проходит заключительный этап, что от нас требуется и каков уровень конкуренции. В силу того, что я человек невыездной — дальше Санкт-Петербурга не уезжала — мне интересно посмотреть город и попробовать себя в таком соревновании. Это для меня особое приключение. Теперь в следующем году планирую попасть на заключительный этап; думаю, что с систематической подготовкой это получится.

Эвелина Саямова, 9 класс, «Лицей классического элитарного образования», Ростов-на-Дону

«Вопросы актуальные, поднимаются интересные темы, интересно рассуждать, думать, отвечать на вопросы. Также интересно, как это будет оцениваться, ведь критериев нет. Насколько я знаю, это первый опыт, когда нет особых критериев. Устный тур был на тему социальной философии. Успешно выступить мне помогла прочитанная литература, упорная подготовка, занятия».

Андрей Мясников, АНО шЦПМ, 10 класс, Москва

«Это, наверное, моя специфика, но теоретические туры мне нравятся гораздо больше, чем очень банальные социальные кейсы. Теоретический тур требует большего аналитического знания, большего умения мыслить, его невозможно заботать. В самом слове «заботать» уже существует некая механизированная фордистская часть, потому что «ботанье» не равно «знание». А этот устник очень понравился, потому что в нем была компиляция: были четкие теоретические фамилии, но в то же время через большую аргументацию можно было засчитать практически любой ответ. Тут нужно было мыслить, а не просто повторять заученные знания. На мое отношение к турам накладывается мое личное эмоциональное состояние, поэтому предпочтение я отдал бы третьему – он был встречен с самым большим зарядом. И потому что последний, и потому что волнение пропало, а за три дня в Ульяновске появилась искра жизни. Ожиданий сейчас как таковых нет. Если будет диплом – будет прекрасно. Но даже если не будет, я понимаю, что вырос за этот олимпиадный год. Я вырос как человек: я играл честно, я жил честно, и, если сравнивать меня с тем, кем я был год назад, то это окажутся две несоизмеримых личности. При любом раскладе я доволен собой – на всероссе я смог влюбиться в жизнь».

Радослава Хуртина, университетская гимназия при МГУ, 10 класс

«На устном туре они снова поменяли формат. Я хорошо сдаю кейсы, но в этот раз были теоретики, и мне не очень понравилось. Но в жюри у меня была очень счастливая женщина: она очень хорошо мне улыбалась, вся светилась, а в конце задала очень мудреный вопрос, однако ей вроде понравилось, как я на него ответила. Когда я зашла в аудиторию, то увидела, что на столе лежит один листок, а не целая стопка, как в прошлом году, – оказалось, что в задании как раз теоретики. Я вначале вообще ничего не понимала и писала всех, кого я помню. А еще ведь нужно придумать аргументы и объяснить свою позицию – а я не то чтобы каждый вечер задумываюсь о том, искусственное у нас общество или естественное. Пока нет баллов, мы либо переоцениваем, либо недооцениваем себя, и тебе никогда не удастся залезть в голову к жюри. Все очень сильно зависит от личности, от человеческого фактора проверяющего, из-за чего нельзя угадать, какой у тебя будет балл. Пока ты не увидишь свою работу, сказать о ней ничего не удастся. Я скорее рада, что туры закончились, и перед апелляцией можно выдохнуть и уже потом строить новую жизненную траекторию»

Тимур Холодов, 11 класс, АНО ОШ ЦПМ , Москва

«Ульяновск мне напоминает солнечный Майами в лучшие годы, здесь невероятно красиво: солнце, пляж, река, песок. Также в Ульяновске невероятная архитектура.
Второй тур был потрясающий, интересный, он понравился мне больше, чем первый. Анализ текста решать приятнее, чем обычные задачи по праву. Мне очень жаль, что это мой последний год участия в олимпиадах. Если бы все состязания выглядели как сегодняшний проект, было бы очень хорошо!»

Ольга Островерхова, 9 класс, Псковская инженерно-лингвистическая гимназия, Псков

«Формат был довольно необычный, нам нужно было рассказать различные подходы к происхождению общества, это было непривычно, но интересно. Когда я увидела задания, поняла, что ничего не понимаю. Потом написала целый лист А4 того, что, как казалось, не понимаю. И это был только план! Были очень приятные волонтёры, замечательные жюри. Я не сильна в устных турах, но думаю, что рассказала всё в рамках возможного и сделала не хуже, чем ожидала. Не могу сказать, что к этой теме я готовилась, скорее, знала другие темы, которые соседствуют с ней. Это не самая худшая, но и не самая лучшая тема. Когда я готовилась по заданиям прошлых лет, я решала устный тур с точки зрения кейсов: например, выбирала одну из четырех реформ и объясняла плюсы и минусы. В этом году нужно было просто выбрать одну точку зрения и привести аргументы. Устный тур для меня всегда наиболее сложный. Больше всего понравился второй тур с необычной темой. Я думаю, что написала второй тур лучше, чем первый и третий».

Алина Лыкова, 10 класс, Гимназия №17, Петрозаводск

«Заключительный этап мне показал, что я развиваюсь. К теме третьего тура я не готовилась, она была достаточно сложная, но не выходила за рамки школьной программы. Можно было порассуждать, поразмыслить. Я думаю, что я справилась со своей задачей выложиться на максимум. Я старалась, сделала всё, что могла».