Испания глазами русских художников
La luna llena… Полная луна…
Иньес, бледна, целует, как гитана.
Te amo… amo… Снова тишина…
Но мрачен взор упорный Дон Жуана.
Константин Бальмонт
Русские творцы обратились к иберийской культуре в тот самый момент, когда путешественники начали упоминать в своих письмах страну безудержных танцев, ярких женщин и самоотверженных тореадоров. Но к началу XX века представление о полуострове изменилось — многие получили возможность своими глазами взглянуть на этот таинственный край.
Иван Айвазовский, «Девятый вал», 1850
Одним из первых на берегах Испании оказался Иван Айвазовский, приплывший туда в 1844 году из Англии. По пути художник попал в сильную бурю в Бискайском заливе, чудом выжил и продолжил свое путешествие. Он посетил Малагу, Гранаду, Севилью и, конечно, Мадрид.
Спустя шесть лет он написал «Девятый вал» — одну из самых известных своих картин, вдохновленную тем самым штормом.
Евграф Сорокин, «Нищая девочка-испанка», 1852
Евграф Сорокин жил в Испании на протяжении трех лет — с 1851 по 1853 год — и не прекращал работу над своими полотнами. Выставленная в Мадриде в 1852 году «Нищая девочка-испанка» трогательностью сюжета поразила испанцев, а позже — и соотечественников художника. Нищета, робкий детский взгляд — кажется, не эти образы ассоциировались у русского зрителя с богатой европейской страной.
Наталья Гончарова, «Весна. Белые испанки», 1932
Наталья Гончарова приехала в Мадрид вместе с балетом Сергея Дягилева в 1916 году, чтобы рисовать декорации для «Русских сезонов». Покоренная богатой культурой и страстной натурой испанцев, она посетила Севилью, Сан-Себастьян и многие другие города; здесь же пережила второе рождение как художник. И даже потом, уже находясь в Париже, Наталья Гончарова неустанно возвращалась к Испании на своих полотнах.
Марина Цветаева об этой картине писала: «Да это же не женщины, это — соборы!» И правда: высокие, стройные, похожие на молодые цветущие деревья — эти девушки будто принадлежат другому миру.
Марк Шагал, «Кармен», 1967
И пусть Кармен — плод фантазии француза Проспера Мериме, она вошла в мировую культуру как символ непокоренной и свободолюбивой испанской женщины. Этим образом вдохновился и Марк Шагал.
Художник жил в небольшом испанском городе Тосса-де-мар на протяжении двух лет — с 1933 по 1934 год. Однако, находясь в Испании, он писал родной Витебск. И лишь спустя 30 лет на свет появилась его «Кармен».
Трансляцию Всеросс-live проводит Ассоциация победителей олимпиад. АПО — образовательная организация для школьников, которые хотят выигрывать олимпиады и получать углубленные знания по любимому предмету