ВсОШ по праву: путь к победе. Часть 2
Мы продолжаем беседовать с победителями и призерами всеросса по праву и проходить с ними путь до заветного диплома. Во второй части статьи мы поговорили с победителем олимпиады Егором Лопатиным и единственным призером из Челябинской области Вячеславом Иванчиным. Как эффективно готовиться к ВсОШ и не перегореть, какой отпечаток наложил на всеросс коронавирус и какими качествами должен обладать победитель? Читайте в нашем интервью!
Текст: Анастасия Соловьева
Егор Лопатин, победитель, 11 класс, Москва
Начало олимпиадного пути. Почему право?
В седьмом классе я впервые попал на Всероссийскую олимпиаду по праву и понял, что это мое. С тех пор всем сердцем люблю юриспруденцию. С каждым годом она меня все больше и больше очаровывает. В девятом классе стал первым призером на заключительном этапе, совсем немного баллов не хватило до победителя. В десятом – прошел на заключительный этап, но его отменили. В этом году – победил.
Олимпиада по праву – это возможность для школьников попробовать силы в сфере юриспруденции. Право мне интересно из-за применения теоретических знаний на практике, в жизненных ситуациях. Правовые знания, полученные нами при подготовке к олимпиаде, – это очень серьезный фундамент для успешного будущего, особенно в юридической среде.
Подготовка к всероссу по праву
Моя подготовка в сборной команды Москвы началась еще в девятом классе. Подготовка ко всероссу по праву одна из самых сложных, потому что необходим очень большой объем теоретических знаний. Конечно, когда ты занимаешься в команде третий год, это немножко другая история. Ты можешь позволить себе не обращать столь пристального внимания на какие-то дисциплины. К интенсивной подготовке я перешел где-то за два месяца до заключительного этапа. Она включает посещение лекционно-семинарских занятий, практику по решению заданий олимпиады, выездные сборы. Выездные сборы по праву – это одна из самых серьезных плит, которые лежат в фундаменте успеха на заключительном этапе ВсОШ. Это подтверждается теми высокими результатами, которые ежегодно показывает наша команда. В рамках сборов перед заключительным этапом мы обязательно пишем пробный этап олимпиады по праву, который помогает подстроиться под формат и проверить свои знания. Проводится он в полном соответствии с требованиями к проведению заключительного этапа, вплоть до шифрования работ, процедуры апелляции.
Факторы успеха
Серьезный фактор – готовность к формату заданий и к их объему. Какими хорошими ни были бы ваши правовые знания в сфере юриспруденции, истории права, других смежных дисциплин, очень важно готовиться именно под формат. Это фактически на сто процентов определяет ваш успех. Олимпиада очень объемная – это больше 30 страниц печатного текста, который нужно проанализировать, проработать. Две части первого тура пишутся в один день, это очень серьезное испытание как моральное, так и физическое.
Устный тур – это решающий момент в формировании рейтинга. Он определяет, кто будет победителем, кто призером, а кто участником олимпиады. Мне попалась очень хорошая тема, в которой я прекрасно осведомлен, и это сыграло колоссальную роль.
Эмоции от победы
Организация олимпиады в этом году была очень интересная, результаты выложили на сайте в два часа ночи. О том, что у меня один из самых высоких результатов, я узнал второго апреля после апелляции. Я был благодарен родителям, тренерам, друзьям за то, что они мне помогали. Испытал большую радость за тех коллег, друзей по олимпиаде, кто смог в этом году одолеть планку призера и победителя, немножко расстроился за тех, кто, к сожалению, не взял диплом в этом году. Эмоционально я настолько выгорел, что почти ничего не испытывал, достаточно спокойно принял победу. Я не смог приехать на награждение нашей команды в ЦПМ, потому что на следующий день после апелляции сразу же отправился на сборы по обществознанию.
Идеальный победитель. Кто он?
Важны интеллектуальные качества, человек должен хорошо потрудиться и доказать свою экспертность. Другой важный элемент – это человеческие качества. Нужно иметь силу воли, внутренний ресурс, стержень, умение признать свое поражение и неправоту, в каких-то случаях смириться с неправотой других участников, или членов жюри, или организаторов. Самое главное вести себя достойно высокому званию победителя или призера. Председатель ЦПМК по праву С.И. Володина всегда говорит, что звание олимпиадника нельзя опозорить. У нас есть традиция на открытии ВсОШ по праву – клятва олимпиадника и клятва жюри. Участники олимпиады дают клятву о том, что будут писать честно, жюри – что будут беспристрастно проверять и оценивать работы. Важно не побеждать за счет других. Будущим участникам хочется пожелать честности перед собой и перед другими!
О влиянии коронавируса на заключительный этап всеросса
Впечатления от заключительного этапа смешанные. Он проходил в очной форме, но это был совсем не тот заключительный этап, что в 2019 году. Например, на церемонии открытия все сидели в актовом зале и смотрели трансляцию в Microsoft Teams. Конечно, нужно соблюдать эпидемиологические требования, но все же работу можно было построить иначе. Апелляции проходили технически очень сложно. Некоторые ждали по три-четыре часа до глубокой ночи. Это очень сильное волнение. Невероятное количество затруднений испытали и члены жюри, и организаторы, и особенно участники.
Тем не менее Всероссийскую олимпиаду школьников мы всегда называем праздником. Спасибо за то, что делают и организаторы, и члены жюри, и тренеры команды сборной Москвы!
Всеросс затащен, что дальше?
Я твердо решил связать свою профессиональную жизнь с правом, буду поступать на юридический факультет МГУ.
Вячеслав Иванчин, призер, 10 класс, Челябинская область
Начало олимпиадного пути. Почему право?
Это мой первый опыт участия в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по праву. Изначально мой интерес к праву был связан с правоохранительными органами, с детства люди в форме вызывают у меня уважение. Мне интересно изучать право, потому что оно дает возможность помогать людям, обеспечивать соответствующую закону защиту. Если права людей соблюдаются, то и общий уровень благосостояния в государстве растет.
Подготовка к всероссу по праву
Моя подготовка была многоэтапной. В первую очередь это самоподготовка, решение заданий прошлых лет, изучение нормативно-правовых актов. Кроме того, у нас в Челябинской области есть разные форматы занятий с преподавателями: юридическая школа при университете, сборы перед заключительным этапом. Также мне пригодились знания по истории. Например, на устном туре заключительного этапа я привел в пример Нюрнбергский процесс.
Эмоции от победы
Были некоторые задержки с публикацией результатов, а у нас с Москвой разница между часовыми поясами в два часа. Я узнал результаты, только когда проснулся утром, и испытал одновременно и радость, и чувство выполненного долга. Также удовлетворение от того, что была достигнута цель, к которой я шел с седьмого класса, именно тогда я впервые принял участие в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по праву. Я не сильно удивился, что стал призером, так как это был закономерный итог моей работы. Скорее удивился тому, насколько был близок к диплому победителя, не хватило десяти баллов. Теперь есть мотивация работать дальше, улучшать навыки, приобретать знания и применять их на практике.
Идеальный победитель. Кто он?
Для олимпиадника важна готовность работать над собой, постоянно совершенствоваться, следить за всеми изменениями в законодательстве. Стоит думать о том, как законодательство можно улучшить, это поможет на устном туре, где надо четко и структурированно излагать свои мысли. Также важна ориентированность на результат. Ни одного случайного человека, который стал бы призером или победителем, на всероссе по праву я не видел. Все ребята очень мотивированные и реально пахали на результат. Необходима самодисциплина, потому что трудно заставлять себя изо дня в день готовиться, изучать огромные массивы информации.
О влиянии коронавируса на заключительный этап всеросса
Было неожиданно, что на письменном туре нас заставили постоянно сидеть в маске, а на устном – во время выступления разрешили ее немножко опустить. Апелляция в режиме онлайн – это еще одна проверка участников на стойкость.
Дистанционный формат ударил по атмосфере. Раньше награждение было особой частью олимпиады, когда все друг друга поздравляли. В этом году мы уезжали из места проведения заключительного этапа, не зная результата. Важнейшая особенность заключительного этапа ВсОШ – возможность найти единомышленников, с которыми можно поддерживать связь. Я завел много знакомств на заключительном этапе по праву, и очень благодарен этим ребятам за то время, которое мы провели вместе.
Я бы хотел поблагодарить всех организаторов, членов жюри, которые перенесли все трудности дистанционного формата вместе с участниками. Хочу сказать спасибо учителям, которые помогали мне в подготовке и верили в мой успех. В Челябинской области это первый диплом с 2018 года после долгой засухи. Право снова вернулось к нам. Надеюсь, что в будущем мы сможем расшириться и на заключительный этап олимпиады поедет уже не один человек!
Всеросс затащен, что дальше?
Хочу поступить на юридический факультет МГУ и связать жизнь с правом, защищать права других, помогать улучшать законы, устранять в них какие-то изъяны, чтобы они приносили пользу обществу.