Экономика — область знаний, которая вызывает огонек в глазах. Интервью с председателем жюри Дмитрием Дагаевым
На олимпиаде по экономике нам удалось поговорить с председателем жюри Дмитрием Дагаевым. Он рассказал нашему автору Анастасии Соловьевой о секретах успешного участия в любой олимпиаде, важности выбора направления обучения, изменениях, необходимых системе экономического знания России, а также о своей научной деятельности в области экономики спорта.
Во ВШЭ вы возглавляете Научно-учебную лабораторию исследований спорта. Почему вы выбрали эту тему в качестве сферы научной деятельности?
У меня два образования: мехмат МГУ и Российская экономическая школа (РЭШ). Сначала я занимался фундаментальной математикой, затем в РЭШ изучал вопросы оптимальных форматов вступительных испытаний, потом пробовал себя в политической экономике. Только в последние годы занимаюсь экономикой спорта. И это как раз та область, в которой сошлись мои профессиональные возможности и мои интересы как болельщика. У меня горят глаза, когда я вижу интересные задачки в области экономики спорта.
Чем занимается экономика спорта?
Экономика спорта сформировалась в отдельную научную область в начале 70-х годов XX века. Она помогает найти ответы на самые разные вопросы: от чего зависит спрос на просмотр футбольного матча? почему болельщики предпочитают смотреть матчи, в которых играют команды примерно равного уровня? Оценка такого спроса важна футбольному клубу, потому что это позволяет выстраивать билетную политику на матчи. Другая большая область, которой занимаются спортивные экономисты, — это поиск ответа на вопрос, выгодно ли проводить такие крупные мероприятия, как Чемпионат мира по футболу или Олимпийские игры? Как оценить экономический эффект от того, что страна проводит крупное спортивное событие? Еще одна интересная область — это выбор места, в котором будет проходить спортивное мероприятие. Здесь работают методы теории общественного выбора.
Моя профессиональная область интересов — это дизайн спортивных турниров. Это область на стыке экономики, теории игр, математики, исследования операций. Я изучаю, как правильно организовать жеребьевку соревнования, как правильно распределить участников на группы, чтобы ни у кого не было несовместимости со стимулами и никто не хотел умышленно проиграть, а интерес к турниру был наибольшим.
Вы являетесь одним из разработчиков «умного календаря» Российской Премьер-Лиги, благодаря которому футбольное расписание учитывает погоду, напряженность графика каждой команды, подстраивается под участников еврокубков. Как вам пришла идея создания такой программы?
Во многих странах такой подход уже давно используется. Пионерами в этой области были североамериканские лиги. В начале 90-х годов стало понятно, что составить расписание вручную достаточно сложно, потому что есть большое количество ограничений, которые могут быть связаны с местом проведения, погодными условиями, отношениями между болельщиками разных клубов. С помощью специальных оптимизационных методов компьютер эту задачу может успешно решать. У нас сложились доверительные рабочие отношения с Российской Премьер-Лигой (РПЛ), которая очень продуктивно подходит к решению задач. Теперь при составлении расписания учитываются интересы и клубов, и лиги, и болельщиков.
После разработки «умного календаря» вы начали работу над программой назначения судей. Как это произошло?
Есть огромное количество факторов, которые нужно учитывать при назначении судей: какова история взаимоотношения судьи с теми или иными командами, у каких судей есть травмы, кто недоступен из-за слишком низких оценок на предыдущих матчах и, соответственно, наступившей дисквалификации… Удержать все эти параметры в голове одному человеку очень тяжело. Поэтому мы обратились в Российский футбольный союз (РФС) с предложением помочь реализовать проект по назначению судей на матчи футбольных соревнований. Это касается игр не только РПЛ, но и более низких дивизионов.
Во ВШЭ вы преподаете курс «Теория игр». Теория игр занимается изучением стратегических взаимодействий. Данный курс подходит только для людей с экономическим бэкграундом или он также будет полезен и для студентов из других сфер?
Теория игр — это универсальный способ смотреть на жизнь под определенным углом. Она занимается изучением стратегического поведения людей в ситуациях, когда несколько человек взаимодействуют друг с другом. Она учит принимать во внимание интересы других агентов, максимизируя при этом свои собственные интересы. Чтобы изучать этот курс, не нужно обладать сильным математическим бэкграундом или быть специалистом по анализу данных. Теорию игр на базовом уровне могут освоить те, кто успешно прошел школьный курс математики. У меня есть курс на Coursera, который прослушали уже более 50 тысяч человек. Даже если те, кто прослушал этот курс, не становятся специалистами в области теории игр, они начинают смотреть на вещи по-другому — стратегически.
Вы уже много лет являетесь членом жюри Всероссийской олимпиады школьников по экономике, чем вас привлекает эта деятельность?
Со школьниками я работаю фактически с моего начала обучения в университете. С первого курса мехмата МГУ я работал на заочном отделении Малого мехмата, где мы занимались удаленным обучением детей. Также я участвовал в качестве члена жюри в математических олимпиадах. Когда я начал работать во ВШЭ, коллеги, которые занимались организацией и проведением экономических олимпиад, привлекли меня к работе по составлению «Высшей пробы» и Всероссийской олимпиады школьников. И меня затянуло, потому что всегда очень приятно создавать возможность для школьников проявить себя на нестандартных творческих испытаниях.
Конечно, в последние годы олимпиада — это еще и инструмент отбора школьников, которые специализируются в конкретных областях. Однако для самих детей это возможность прикоснуться к науке, потому что на олимпиадах мы, как правило, выходим далеко за рамки школьной программы. Например, на ВсОШ по экономике мы часто добавляем задания, которые основаны на самых современных научных статьях.
Как вы считаете, отразится ли период дистанционного обучения на результатах олимпиады?
Обучение экономике во многом завязано на чтении книг, статей, прослушивании научно-популярных лекций, на самостоятельном решении задачек. Школьники, которые хотели целенаправленно продвигаться в области олимпиадной экономики, могли это реализовать и в дистанционном формате. Если желание есть, то, несомненно, всегда найдется возможность освоить материал и хорошо подготовиться к олимпиаде.
Повлиял ли коронавирус на проведение ВсОШ по экономике в этом году?
В этом году олимпиада проводится в другом формате, и очень не хватает живого общения между школьниками, членами делегаций и жюри. До пандемии все встречались по вечерам, обсуждали интересные экономические сюжеты, проводили экономические игры. Ведь передача знаний — это не только прочитанная лекция, но еще и вот такое неформальное общение. Для школьников Всероссийская олимпиада — это возможность пообщаться со старшими коллегами, которые работают в области экономики. Вот этого не хватало. Конечно, хотелось бы вернуться в очный формат, как только это станет возможным.
Как вы думаете, какие преобразования необходимо провести, чтобы сделать Всероссийскую олимпиаду школьников по экономике еще лучше?
Мне кажется, что преобразования нужны не столько Всероссийской олимпиаде, сколько системе экономического образования в целом. Существует естественный барьер, который связан с тем, что сейчас очень мало специалистов, готовых передавать свои знания в области экономики. Часть из тех, кто эти знания получают, начинают работать в академической профессии или устраиваются на работу в зарубежные университеты. В этом случае, к сожалению, редко находится время на участие в организации и проведении олимпиад. Эта проблема могла бы быть решена с помощью активной политики Министерства просвещения по популяризации экономического знания, а также знаний в области финансовой грамотности, анализа данных.
Какие советы вы могли бы дать олимпиадникам?
Очень важно заниматься тем, что действительно интересно. Если экономика — это область знаний, которая вызывает у вас огонек в глазах, то какие-то дополнительные советы от члена жюри вам не нужны. Вы будете самостоятельно искать мероприятия, которые проводятся университетами и отдельными лекторами; будете читать необходимые книги; общаться с теми, кто поступил в сильные университеты на несколько лет раньше вас, чтобы узнать какой путь они прошли.
Самое важное — это понять, чем бы вы хотели заниматься в жизни. Для старшеклассника это принципиальный вопрос, потому что предстоит выбор направления обучения. Очень важно сделать верный выбор до конца 11 класса, чтобы потом не сожалеть о неправильно принятом решении. Олимпиада — это прекрасный способ посмотреть, что же еще бывает в интересующей научной области. Участвуйте, пробуйте, и тогда вы точно определитесь с тем, что вам интересно!
Жюри ставит перед собой задачу максимально объективно оценить работы всех участников. Мы беспристрастно подходим к работе каждого из вас, за каждого из вас очень переживаем и болеем. Надеемся, что в будущем, когда вы поступите в университет и свяжете свою жизнь с экономикой, мы сможем взаимодействовать уже как коллеги.